How Can a Religious Minority Influence Society?

Как религиозное меньшинство может влиять на общество?

Klaus Rösler - October 22, 2010

Тарту – Как христианское меньшинство может влиять на общество стран Восточной Европы? Этот вопрос был на повестке дня симпозиума в Тарту (Эстония), организованного Отделом богословия и образования Европейской баптистской федерации (ЕБФ/EBF). Председатель отдела Тойво Пилли (Toivo Pilli, Тарту) указал на то, что эта ситуация для христиан отнюдь не нова: «Мы можем рассматривать христиан Нового Завета или анабаптистов 16 столетия в качестве примера. Мы можем у них учиться». Встреча проходила под девизом «Баптистские общины в меняющемся обществе: восточноевропейский опыт». Девять участников конференции из семи стран размышляли о глубокой трансформации, произошедшей в течение последних двадцати лет в восточноевропейских странах. Как было сказано, появилось много стран не только посткоммунистических, но и постхристианских. Различия между ними весьма существенны, как можно видеть, из сравнения России, Латвии и Румынии.

Олег Ермолаев (Olegs Jermolajevs) и Эдгар Марцис (Edgar Marzis) из Латвии указали на то, что христиане в их стране устали заниматься все время новыми миссионерскими проектами. Однако, важнее отношения между людьми. Исследователь Ветхого Завета из Германии, профессор Михаэль Роде (Michael Rohde, Элсталь) высказал мнение, что важно точно анализировать нужды общества и отвечать на них, а не только основывать новые общины. Он подчеркнул: «В контексте общества анализировать так же важно, как при исследовании библейского текста». Корнель Боингеану (Кornel Boingeanu) из Румынии заметил по этому поводу, что в его стране евангельские верующие, а особенно баптисты, поощряют людей к чтению библии. Группы по изучению библии помогают своим участникам расти в вере и благовествовать соседям. Он добавил к этому: «Иисус призвал нас идти в Иерусалим и Самарию, до конца мира». Румынские баптисты спросили себя: «Что такое для нас Самария?» Их ответ позвучал так: «Наш самаритянин – цыган». Поэтому баптисты несут свое служение для народностей синти и рома, словами и делами, с любовью к ближнему.

В ходе совещания стало также ясно, что такие регионы как Восточная Германия и Эстония вынуждены бороться с резким сокращением числа членов церкви. 70 процентов населения Восточной Германии не принадлежат никакой церкви. И хотя церковь в ежедневной жизни не играет существенной роли, всегда будут значимы определенные ценности: образование, семья, работа. Что могут христиане предложить этим людям – этот вопрос обсуждался во время дискуссии. Александр Попов из России и Збигнев Вершховски (Zbigniew Wierzchowski) из Польши рассказали о социальных изменениях в своих странах, происходящих на фоне православного или римско-католического доминирования.

Гуннель Андреассон (Gunnel Andreasson) из Швеции представила доклад о партнерских взаимоотношениях между скандинавскими и восточноевропейскими странами за последние 20 лет. По ее словам, многие партнерские связи были нарушены, так как встречи верующих с запада и востока никогда не достигали стадии взаимного обмена и обучения. Она отметила: «Очевидно, что легче выстраивать отношения с позиции дарителя». Поэтому восточноевропейские общины баптистов должны уяснить для себя, что они могут дать своим партнерам: опыт, богословие, знания. Они – не только получатели. В ходе обсуждения было предложено возродить партнерские отношения, понимая, что произошло в 1990-х. И далее, уже с позиции ясных представлений об этом, продолжать эти партнерские отношения на основе равенства и паритета.

Тойво Пилли выразил особую радость по поводу вывода, высказанного участвовавшим в дискуссиях католическим священнослужителем из Латвии: «Вы баптисты похожи на огурец: маленький, но свежий!». Пилли выразил надежду, что эта встреча будет способствовать тому, что в повседневной жизни церкви баптисты будут достойны этого сравнения.

Отдел теологии и образования ЕБФ планирует в дальнейшем провести еще симпозиум по аналогичной теме, но тогда, прежде всего, с точки зрения запада. Он пройдет 12-14 августа 2011 года в Образовательном центре в Элстале, в Германии.

Back